Печать статьи Печать статьи

Об обеспечении конкуренции на рынке банковских услуг

С 5 ноября 2014 года частично вступил в силу разработанный ФАС России Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» (далее – Закон № 333-ФЗ), который затрагивает правоотношения, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере которых возложены на Минтруд России Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 610.

Данный федеральный закон исключает, в том числе, из части 3 статьи 19 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон об опеке и попечительстве) и части 2 статья 84 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) нормы, согласно которым денежные средства названных в этих законодательных актах категорий граждан могут быть размещены только в банках, не менее половины акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации.

Исходя из предусмотренной Законом № 333-ФЗ редакции части 3 статьи 19 Закона об опеке и попечительстве и части 2 статьи 84 Семейного кодекса соответственно:

— опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет или счета, открытые в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – закон о страховании вкладов) размер возмещения по вкладам;

— при оставлении ребенком, оставшимся без попечения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных организаций сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются этими организациями на счет или счета, открытые на имя ребенка в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Законом о страховании вкладов размер возмещения по вкладам.

Функции надзора за деятельностью опекунов и попечителей, организаций в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, согласно части 1 статьи 3, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 24 Закона об опеке и попечительстве возложены на органы опеки и попечительства (соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и должны осуществляться ими в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве, включающим в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон об опеке и попечительстве и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 6 Закона об опеке и попечительстве полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, ил иные организации, в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в  свою очередь, осуществляет подведомственная Минтруду России Федеральная служба по труду и занятости на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 324.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции данных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в т.ч. им запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между названными органами и организациями, а также соглашения между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, с даты вступления в силу норм Закона № 333-ФЗ любые действия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая органы опеки и попечительства, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих функции названных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе, по принятию законодательных и иных актов, ограничивающие указанные в Законе № 333-ФЗ категории граждан в выборе банка (банков) для размещения (получения) на открытых(ые) в нем (них) банковские счета причитающихся гражданам денежных средств, и, как следствие, необоснованно препятствующие отдельным банкам осуществлять  деятельность по привлечению таких денежных средств для размещения на счетах, с учетом конкретных обстоятельств могут не соответствовать части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На предмет соответствия части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции также может рассматриваться бездействие названных лиц по неприведению в соответствие с изменениями, внесенными Законом № 333-ФЗ в Закон об опеке и попечительстве Семейный кодекс, своих законодательных и иных актов, в случае если такие акты содержат нормы, которые приводят или могут привести к перечисленным последствиям.

Если же к данным последствиям приводят или могут привести, частности, соглашения органов опеки и попечительства или иных органов и организаций, осуществляющих их функции, с отдельными банками, то в действиях этих лиц могут содержаться признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, ФАС России просит учитывать возможность нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции в связи с ограничением рассматриваемых категорий граждан в выборе банка (банков) для размещения (получения) на открытых (ые) в нем (них) банковские счета причитающихся гражданам денежных средств.

Частью 4 данной статьи Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

Соглашения образовательных и социальных учреждений, указанных в части 2 статьи 84 Семейного кодекса, с какими-либо банками о понуждении этими учреждениями граждан к открытию счетов для перечисления на них соответствующих денежных средств исключительно в банках, заключивших такие соглашения, с учетом конкретных обстоятельств могут рассматриваться в качестве нарушающих часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

(По данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации)