Сегодня я хочу обсудить с Вами одну из проблем современного общества -компьютерную зависимость. Как лечить ее?
Мы живем в веке информационных технологий и вынуждены познакомиться с работой на компьютере. Уже с первого класса детей активно составляют проекты, используя компьютер и Интернет ресурсы. Ни для кого не секрет, что каждому родителю хочется представить работу своего ребенка как можно лучше. В этом нам помогает компьютер и Интернет ресурсы. Использование компьютера отражается на неокрепшей психике ребенка любого возраста и даже взрослого, не умеющего защищать себя от вредного влияния окружающей действительности. Поэтому подросток, увлекшийся компьютером, не сразу вызывает тревогу у близких. Игровая или интернет-зависимость влечет за собой множество последствий и сказывается на развитии психики и личностных качеств взрослеющего человека не лучшим образом. Из-за нехватки со стороны близких внимания и неправильной организации свободного времени подростки вовлекаются в виртуальный мир, который становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.
Все это выражается в общении детей с родителями, учителями, сверстниками. Успеваемость учащихся ухудшается, психологический климат в семье становится менее благоприятным.
Что предпринять в этом случае? Лечение любой болезни должно начинаться со сбора анамнеза – истории болезни и возможных причин.
В основном выделяют 2 типа компьютерной зависимости: 1) зависимость от компьютера (сетеголизм); 2) зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).
Еще одной проблемой современности является увлеченность общением в социальных сетях. Подростки пытаются показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков»— все это толкает взрослеющего ребенка на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор. Дети используют также сборники готовых домашних заданий.
Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если: 1. У него неправильный режим дня.
- Подросток стал меньше времени проводить с друзьями при их наличии.
- Появилась утомляемость, пассивность, приступы агрессии и раздражения.
- Наблюдается неуспеваемость в учебе, появляются прогулы.
- Игнорирование домашних обязанностей.
- Несоблюдение гигиены, полное сосредоточение на игре.
- Время нахождения за компьютером увеличивается. Появляется агрессивность в общении.
- Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому гаджету, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее отправиться домой.
- Подросток начинает много общаться с помощью компьютерных терминов.
В данной ситуации родители могут помочь своему ребенку выйти из мира компьютерной жизни, с самого начала расставив нужные акценты, познакомив с техникой компьютерной безопасности. Они организуют время для большего общения, установления доверительных взаимоотношений и проведения положительного времяпровождения.
Удачи Вам!
Психолог отделения по работе с семьями и детьми Зиатдинова З.Н.